Организация жизнедеятельности дошкольника в течение дня (Режимы дня)
Условия организации жизнедеятельности воспитанников ГБДОУ составлены на основе действующих СанПиН, с учетом психофизиологических потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возрастов.
В ГБДОУ предусмотрена организация гибкого режима пребывания детей:
- с учетом потребностей родителей, и для детей в адаптационный период;
- соблюдение баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), их чередование;
- проведение гигиенических мероприятий по профилактике утомляемости детей (динамические паузы, игры);
- в теплый период года, вся деятельность детей, кроме сна и приема пищи, осуществляется на улице.
При проведении режимных процессов ГБДОУ придерживается следующих правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
- Поощрение самостоятельности и активности.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
- Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.
- Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13:
В соответствии с действующими СанПиН:
- для детей раннего возраста от 2 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки;
- продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во второй младшей группе не должен превышать 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня;
- продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не должен превышать 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня;
- продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе - 45 минут. Образовательная деятельность с детьми старшей группы может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут в день. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
- продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной к школе группе -1,5 часа.
Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 30 минут в день. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов.
При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 20°С и скорости ветра более 15 м/с.
Летом, при температуре воздуха выше 30° С прогулка переносится на более позднее время (после 17.00ч).
Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основана на непосредственно образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включает традиционные события, праздники, мероприятия.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно:
- игровые,
- сюжетные,
- интегрированные формы образовательной деятельности.
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для дошкольников деятельности.
Совместная деятельность строится:
-на субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
-на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;
-на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;
-на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня усвоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.
Индивидуальна работа-это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.
Самостоятельная деятельность:
-предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами ( в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
-обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;
-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
-содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач.