Организация жизнедеятельности дошкольника в течение дня (Режимы дня)

Условия организации жизнедеятельности воспитанников ГБДОУ составлены на основе действующих СанПиН, с учетом психофизиологических потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей детей раннего и дошкольного возрастов.

  В ГБДОУ предусмотрена организация гибкого режима пребывания детей:

  • с учетом потребностей родителей, и  для детей в адаптационный период;
  • соблюдение баланса между разными видами активности детей (умственной, физической и др.), их чередование;
  • проведение гигиенических мероприятий по профилактике утомляемости детей (динамические паузы, игры);
  • в теплый период года, вся деятельность детей, кроме сна и приема пищи, осуществляется на улице.

При проведении режимных процессов ГБДОУ придерживается следующих правил:

  •  Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
  •  Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  •  Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах;
  •  Поощрение самостоятельности и активности.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  •   
  • Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.  

   Основные  принципы  построения  режима  дня:

  • Режим дня  выполняется  на  протяжении  всего  периода  воспитания  детей  в  дошкольном  учреждении,  сохраняя  последовательность,  постоянство  и  постепенность.
  • Соответствие   правильности  построения  режима  дня  возрастным  психофизиологическим  особенностям  дошкольника.  

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13:

В соответствии с действующими СанПиН:

- для детей раннего возраста от 2 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки;

- продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во второй младшей группе не должен превышать 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня;

- продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не должен превышать 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня;

- продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей группе - 45 минут. Образовательная деятельность с детьми старшей группы может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 минут в день. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

- продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в подготовительной к школе группе -1,5 часа.

Образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 30 минут в день. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов. 

При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки сокращается. 

Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

Летом, при температуре воздуха выше 30° С прогулка переносится на более позднее время (после 17.00ч).

Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основана на непосредственно образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках)  активности, включает  традиционные события, праздники, мероприятия.

Построение образовательного процесса основывается на адек­ватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных осо­бенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми  дошкольного возраста используются преимущественно:

- игровые,

- сюжетные,

- интегрированные формы образовательной деятельности.

Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для дошкольников  деятельности.

Совместная деятельность строится:

-на субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;

-на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;

-на продуктивном взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками;

-на партнерской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)

Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня усвоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

В режимные моменты осуществляется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Образовательная деятельность с детьми происходит в процессе утреннего приема, утренней гимнастики, прогулки, приема пищи, подготовки к послеобеденному сну.

Индивидуальна работа-это деятельность педагога, воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность:

-предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами ( в том числе совместно с детьми) развивающей предметно-пространственной образовательной среды;

-обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

-позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

-содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач.